Как предпринимателям использовать РРО в 2020 году

12 ноября 2019 Пригодится для: Предприниматели

Кто обязан использовать РРО с октября 2020 года, программные РРО, электронные чеки, штрафы.

Единщики и РРО в 2020–2021 годах

Сразу отметим — ФЛП 1-й группы ЕН и сейчас, и в будущем не обязаны использовать РРО. Эти предприниматели торгуют на рынках и предоставляют бытовые услуги населению, перечень видов деятельности для них ограничен.

1-я группа единого налогаДо 1 октября 2020 года, как и на текущий момент,  ФЛП 2–4-й групп единого налога не используют РРО, если доход до 1 млн грн. Как только превышен лимит в 1 млн, использовать РРО надо.

Вне зависимости от лимита в 1 млн обязаны использовать РРО сейчас:

  • продавцы технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;
  • ФЛП, которые продают лекарства, медизделия, оказывают платные услуги в сфере здравоохранения;
  • единщики, которые торгуют подакцизными товарами.

С 1 октября 2020 года РРО обязаны использовать:

  1. продавцы товаров и услуг через интернет;
  2. продавцы ювелирных и бытовых изделий из драгметаллов и камней, драгкамней органогенного образования и полудрагоценных камней. Напомним, единщикам запрещено торговать ювелирными изделиями. Запрещённые КВЭДы: 07.29, 24.41, 46.72. На 2-й группе полностью под запретом КВЭДы: 32.12Производство ювелирных и подобных изделий, 46.72 Оптовая торговля металлами и рудами (п. 4 пп. 291.5.1 НКУ);
  3. торговцы б/у вещами в магазинах (работа по коду КВЭД 47.79);
  4. те, кто занимается бизнесом по обеспечению блюдами и напитками (это рестораны, услуги питания, поставка готовых блюд, обслуживание напитками, деятельность в сфере общепита), если это иная деятельность, чем определённая п. 11 ст. 9 ЗУ «Об РРО»;
  5. работающие в сфере туруслуг: турагентства и туроператоры, услуги бронирования и связанная с этим деятельность; деятельность гостиниц и подобных средств временного размещения;
  6. те, кто занимается продажей деталей и принадлежностей для авто, при продаже которых применение РРО и/или программных РРО обязательно в соответствии с перечнем, который утверждает КМУ.

С 1 января 2021 года все предприниматели-единщики, кроме 1-й группы, обязаны будут использовать РРО.

РРО: кому использовать и как регистрировать

ФЛП работает только с безналом: РРО не нужен

На момент выхода статьи позиция налоговой такая: предприниматели, которые используют исключительно безналичные оплаты, не обязаны использовать РРО.

Безналичными, в понимании налоговой, считаются оплаты без использования платёжных карт, когда:

  • Деньги с расчётного счёта покупателя переводятся на текущий счёт продавца/исполнителя.
  • Покупатель вносит оплату через банк, для зачисления на счёт ФЛП.

Оплата платёжной картой через POS-терминал не относится к безналичным расчётам (ст. 2 ЗУ «О РРО»).

Как принимать оплаты в интернет-магазине

Эти ФЛП не используют РРО сейчас

Когда заработают программные РРО

В обновлённом законе предусмотрено, что ФЛП могут выбрать: использовать аппаратные устройства или программные РРО.

Норма об использовании программных РРО заработает уже с 19 апреля 2020 года. Налоговики планируют уже с 1 января 2020 года начать тестирование программного РРО.

Перечень моделей экспериментального проекта есть на сайте ГНС, там ПО от налоговиков и частных компаний. Разработка от ГНС — http://80.91.165.208/E-Receipt/

Вопрос в том, успеют налоговики разработать программу, которая одинаково хорошо работает на всех устройствах Android, iOS, Windows.

Сколько стоит программный РРО

Программными РРО предпринимателей обеспечит налоговая, решение будет бесплатным. Его можно будет бесплатно загрузить с сайта налоговой на смартфон, планшет и пр. 

Использование тоже бесплатное.

СПД смогут воспользоваться решениями и других разработчиков, но они будут платными, или разработать собственное.

Регистрация программного РРО будет проводиться через кабинет плательщика путём получения фискального номера, который идентифицирует программный РРО в системе ГНС.

Поэтому ФЛП нужен ЭЦП, если кто-то до сих пор не получил, это надо сделать. Напомним, налоговая выдаёт электронные ключи бесплатно. 

Ключ ЭЦП: получение, продление, отмена

При работе с таким РРО предприниматель обязан передавать в налоговую электронные фискальные отчёты и отчётные чеки.

Электронные чеки

Электронные чеки будут приравнены к бумажным.

В законе прописано, что электронный расчётный документ на программном РРО создаётся при расчёте, затем продавец отправляет в налоговую, чек фиксируется на сервере ГНС, ему присваивается фискальный номер из диапазона номеров, сформированных фискальным сервером.

Электронный чек может быть воспроизведён на дисплее классического РРО или дисплее смартфона или планшета, на котором установлен программный РРО, чек может быть и в виде QR-кода. Продавец может прислать покупателю сообщением или на электронную почту. 

Проблемы с передачей электронного чека могут возникнуть у продавца с покупателями без мобильного телефона, но пока этот вопрос не проработан.

Если купите принтер, электронный чек можно будет распечатать, но это дополнительные расходы ФЛП.

Если нет связи или программный РРО не работает

РРО поломался. В течение дня нужно сообщить об этом налоговой, производителю программного РРО и ЦСО. Не просто позвонить по телефону, а заполнить форму. Проводить расчёты с клиентами до устранения неисправностей нельзя.

Нет связи с сервером ГНС. Можно проводить расчёты, когда нет связи с фискальным сервером налоговой. Правда, для этого надо получить у контролирующего органа диапазон фискальных номеров для чеков.

В самих чеках должно быть указано о проведении операции в офлайн-режиме.

После восстановления связи в течение часа надо будет передать в налоговую данные по созданным чекам, а также сообщить в ГНС, в котором часу и в какую дату связь восстановилась. В офлайн-режиме программный РРО можно использовать не более 36 ч подряд, в месяц не более 168 ч.

Как изменятся штрафы

Если проверяющие установят нарушения при использовании РРО и программных РРО: 

  1. ФЛП проводил через РРО покупку не на полную сумму стоимости товаров/услуг. 
  2. Вообще не проводили расчёты через РРО.
  3. Обнаружилось, что сумма наличных на месте расчётов не соответствует сумме из дневного отчёта РРО более чем на 10% размера минзарплаты, установленной на 1 января. Если СПД использует РК — общей сумме продаж по квитанциям с начала рабочего дня.
  4. Невыдача бумажного или электронного чека покупателю. Или проведение расчёта без РК на отдельном объекте СПД.

Сейчас за эти нарушения штрафуют: на 1 грн за первое, а за последующие на 100% стоимости проданного товара.

С 19 апреля 2020 года штраф увеличится и составит:

  • 10% стоимости товара за первое нарушение; 
  • 50% стоимости товара за повторное.

Что будет с 1 октября 2020 года:

  • за первое нарушение штраф 100% стоимости проданных с нарушениями товаров (работ, услуг);
  • за каждое последующее — 150% указанной стоимости. 

Не ведёте РК, хотя должны, или нарушаете правила её использования, не используете или используете, но не зарегистрированные должным образом — штраф 850 грн.

Не распечатали или не создали в электронном виде контрольную ленту, исказили данные о проведённых операциях в ленте. Штраф — 510 грн (сейчас — 170 грн) (п. 5 ст. 17 ЗУ «Об РРО»).

Проводите расчёты через устройство, в котором не запрограммированы наименования и цены товаров, их количество — штраф остаётся 85 грн

А вот если не запрограммированы наименования подакцизных товаров с указанием кода товарной подкатегории согласно УКТВЭД, цены товара и учёт их количества — штраф будет 5100 грн.

Если самостоятельно внесли изменения в конструкцию или программное обеспечение РРО, штраф за это будет 5100 грн, а сейчас 1700.

Непредставление отчётности по применению РРО, РК и копий расчётных документов и фискальных отчётных чеков с РРО и/или программных РРО — 510 грн. Было— 170 грн.

Хранение контрольной ленты 

С 19 апреля 2020 года СПД, которые используют РРО, обязаны:

  • на обычных устройствах — создавать контрольные ленты на РРО (исключение — торговые автоматы) и хранить их в течение 3 лет;
  • на программных РРО — при проведении расчётов в офлайн-режиме хранить расчётные документы, электронные фискальные отчёты и чеки до передачи на сервер налоговой.

Запрограммировать товары

С чем придётся повозится ФЛП, так это с внесением в память программного РРО перечная товаров, которыми он торгует и услуг, которые предоставляет.

В классические РРО номенклатура вносится при первичном программировании, это могут сделать в ЦСО. Если человек ведёт учёт товаров, как минимум должна быть таблица Excel с перечнем, её можно импортировать в кассовый аппарат.

Насколко легко будут внести эти данные в программное РРО, пока непонятно.

Некоторым ФЛП придётся создать базу с нуля.

Учёт товарных запасов

СПД, которые используют РРО, обязаны вести учёт товарных запасов и продавать товары и услуги, которые отображены в таком учёте, с 19 апреля 2020 года. 

Если будет налоговая проверка, надо будет предоставить бумажные или электронные документы; на товары, которые на момент проверки находятся на точке, надо будет предоставить документы, подтверждающие их учёт и происхождение.

Правда, эта норма не касается всех подряд ФЛП-единщиков без НДС.

Но если единщик торгует технически сложными бытовыми товарами, подлежащими гарантийному ремонту, лекарствами и медизделиями, ювелиркой, — вести такой учёт они должны.

Кешбэк и бесплатный товар покупателю

С 1 октября 2020 года заработает норма, по которой, если покупателю чек выдан с нарушением, например на неполную сумму покупки или чек нефискальный, он может пожаловаться на продавца и получить вознаграждение, если жалоба подтвердится. 

Подать жалобу можно будет на чек, в котором стоимость товаров больше 850 грн.

Налоговики проведут камеральную проверку в СПД и, если выяснят, что нарушение было, его оштрафуют, а покупатель за счёт такого штрафа получит 100% стоимости приобретённых им с нарушением товаров/услуг. Планируется, что компенсация не будет облагаться НДФЛ и военным сбором.

То есть покупателю останется и товар, и деньги.

Проверить чек покупатель сможет в кабинете плательщика в сервисе поиска фискальных чеков. 

Через тот же кабинет плательщика будут создаваться и жалобы, с возможностью приложить сканы подтверждающих документов. Жалобу можно будет подать и на бумаге.

Нормативка: ЗУ № 128-IX и ЗУ № 129-IX

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки