Недопуск к налоговой проверке: как использовать в своих интересах

22 мая 2025 Пригодится для: Предприниматели

Недопуск к налоговой проверке: как использовать в своих интересах

Идеальный вариант налоговой проверки — это та, которая не состоялась вовсе. Этой логике придерживаются многие налогоплательщики. Но как предотвратить визит налогового инспектора? 

Конечно, существует надежда, что безупречная работа ФЛП или юрлица убережет их от внимания контролеров, однако в реальности контрольные мероприятия могут быть инициированы даже без оснований. В таких случаях помогает правильно оформленный недопуск к проверке. Как это сделать? Какие нюансы учитывать? И какие риски могут возникнуть за недопуск? Обо всем этом — в материале ниже.Ключевые изменения для ФЛП в 2025 году

Право на недопуск: на каких основаниях можно действовать

Плательщик имеет законное право не допустить инспекторов к выездной документальной или фактической проверке в случае, если:

  • Ему не предъявили и не направили (если НКУНалоговый кодекс Украины требует направление) приказ, направление или служебное удостоверение. Также сюда относится ситуация, когда за 10 календарных дней до начала плановой проверки не была отправлена копия приказа и уведомление о дате начала проверки.
  • Ему предоставили/направили документы, которые оформлены с нарушением требований п. 81.1 НКУ. И речь идет не только об отсутствии обязательных реквизитов, но и об их содержании — например, неправильно указан проверяемый период или основание для проверки.

Эти случаи позволяют плательщику законно отказать в допуске налоговикам. Отказ по причинам, не предусмотренным п. 81.1 НКУ, запрещен.

На первый взгляд право на недопуск выглядит четким и понятным, однако на практике часто возникают сложности и негативные последствия для плательщика. При этом важно помнить, что грамотное использование этого механизма может сыграть плательщику на руку.

Возможные негативные последствия

Согласно теории, законный недопуск к проверке не должен влечь никаких санкций: если нет нарушения, то и наказания быть не должно. Однако практика показывает обратное — налоговики часто априори расценивают любой недопуск как незаконный, особенно если причина кажется им «недостаточно очевидной», например, ошибка в определении периода проверки или расплывчатое основание её проведения.

Тем более, в условиях военного положения к периоду, который может проверяться налоговиками, применяются особые правила.

Из-за логики «любой недопуск = нарушение» плательщика могут ожидать:

  • Административный арест имущества. Незаконный отказ в допуске служит основанием для ареста согласно п.п. 94.2.3 НКУ.
  • Административный штраф на должностных лиц за нарушение требований налогового контроля (ст. 188-23 КУоАП). Размер штрафа — от 136 до 255 грн за первое нарушение, и от 170 до 340 грн при повторении в течение года. Однако на практике этот штраф применяется нечасто из-за его низкой финансовой эффективности для бюджета.

С этими мерами можно и нужно бороться.

Ранее налоговики пытались через недопуск причислять плательщиков к категории рисковых НДС-плательщиков. Однако с принятием постановления КМУ от 11.12.2019 № 1165 и утверждением критериев рисковости это стало невозможным. Пункт 8 Критериев не предусматривает включение в рисковые плательщики на основании факта недопуска к проверке.

Хотя остается риск злоупотреблений со стороны налоговиков: иногда плательщика пытаются признать отсутствующим по адресу, используя код налоговой информации 20 — «невозможность проведения проверки из-за отсутствия плательщика (или его представителей) по месту регистрации или ведения деятельности».

Важно: недопуск к проверке и фактическое отсутствие по адресу — это разные факты, которые фиксируются по разным процедурам. Поэтому, если налоговики используют недопуск как предлог для фиктивного «исчезновения» плательщика, это является незаконным действием.Как предпринимателю оформить наёмного работника

Как суды оценивают недопуск к налоговой проверке

Чтобы лучше разобраться в ситуации, напомним процедуру наложения административного ареста на имущество (ст. 94 НКУ). Сначала налоговый орган выносит решение о наложении ареста, после чего в течение 96 часов обязан обратиться в суд за подтверждением его обоснованности. Рассмотрение заявления судами происходит в порядке, установленном ст. 283 КАСУ.

Изменение подхода Верховного Суда в 2023 году

В 2023 году Верховный Суд существенно изменил свою позицию в отношении недопуска к проверке. Теперь он исходит из того, что обжалование приказа о проведении проверки не считается спором о праве. Это новшество означает, что:

Плательщик не может заблокировать получение судом решения о подтверждении административного ареста, просто подав иск об отмене приказа о проверке.
Почему это важно? Поскольку наличие спора о праве — это основание для суда отказать в открытии производства по заявлению налоговиков (ст. 283 КАСУ). Без подтверждения судом ареста — арест снимается (п.п. 94.19.1 НКУ). Однако, если нет спора о праве, суд обязан открыть производство, и имущество плательщика остается под арестом.

Эта логика закреплена в постановлении ВС от 23.02.2023 по делу № 640/17091/21. На практике плательщики начали использовать следующие стратегии:

  1. Участие в судебном рассмотрении заявления о подтверждении ареста, предоставляя возражения и доказательства законности недопуска (ч. 7 ст. 283 КАСУ). Однако "поймать" момент рассмотрения бывает непросто. Параллельно всё равно следует обжаловать приказ о проверке.
  2. Обжалование решения суда о подтверждении ареста и параллельное обжалование приказа о проведении проверки. Апелляционная жалоба должна быть подана в течение 10 дней с момента оглашения решения (ч. 8 ст. 283 КАСУ). Однако важно учитывать, что жалоба не приостанавливает действия ареста.
  3. Следовать рекомендации Верховного Суда из постановления от 23.02.2023: обжаловать приказ о проверке, смириться с арестом, а затем, после отмены приказа, требовать снятия ареста. Причем это можно сделать:
  • через налоговый орган (п.п. 94.19.6 НКУ), если тот отменит собственное решение об аресте;
  • через суд (п.п. 94.19.7 НКУ), подав соответствующее заявление об отмене ареста.

Современная судебная практика

На данный момент Верховный Суд продолжает придерживаться позиции, сформированной в 2023 году. Это подтверждают:

Верховный Суд указывает, что само по себе обжалование приказа о проверке не создает спор о праве. Тем не менее плательщик сохраняет право обжаловать приказ, а также указывать на нарушения процедуры при обжаловании налогового уведомления-решения (НУР).

Интересно, что в постановлении ВС от 17.04.2024 по делу № 240/35905/23 встречается и противоположное мнение о наличии спора о праве. Однако дело касается событий 2018 года, и современная практика ВС ориентирована на иную логику.Как правильно фиксировать доходы в валюте ФЛП

Примеры успешного обжалования

  • Постановление ВС от 15.01.2025 по делу № 460/1953/19. Суд отменил приказ о плановой документальной проверке из-за нарушения порядка: налоговики вместо изменения план-графика внесли изменения в приказ о проверке, изменив проверяемый период.
  • Постановление ВС от 13.02.2024 по делу № 140/3135/19. Плательщик фактически не допустил налоговиков к проверке. Вместо оформления акта о недопуске налоговики отправили запрос на документы, затем требование о предоставлении объяснений, а после "псевдопроверки" начислили налог и штраф. Суд признал, что проверка проведена с нарушениями процедуры, что стало основанием для отмены НУР.

Важные нюансы при обжаловании НУР

Следует помнить: не каждое процедурное нарушение автоматически ведет к отмене НУР. Суд оценивает степень влияния нарушения на законность доначислений.

Примеры судебных решений:

Решение о недопуске к проверке: на что обратить внимание

Какие требования к документам проверяющих

Все основные требования к реквизитам приказа и направления содержатся в п. 81.1 НКУ, а форма служебного удостоверения утверждена приказом ГНСУ от 14.08.2019 № 33.

Чтобы правильно организовать недопуск, следует тщательно проверить документы, предъявленные проверяющими. Основное внимание нужно уделить:

  • правильности написания наименования плательщика (Ф. И. О.) и его адреса;
  • корректности данных инспекторов-ревизоров, допущенных к проверке;
  • соответствию реквизитов приказа установленным требованиям.

Кроме того, важно проверить предмет проверки: попадает ли он под возможные ограничения* на проведение проверок. Также необходимо проконтролировать наличие сведений о сроках проведения проверки в приказе и направлении.

Особенности указания оснований для проверки

При анализе основания для проведения проверки следует учитывать:

Если пункт НКУ, указанный в приказе, предполагает только одно основание, то достаточно простого упоминания этого пункта без раскрытия деталей. Это будет соответствовать требованиям закона (постановление ВС от 26.03.2024 по делу № 420/9909/23).
Например, достаточно ссылаться на п.п. 80.2.2 НКУ, если речь идет о проверке нарушений порядка расчетных или кассовых операций.

В случае более сложных норм, как в п.п. 80.2.5 НКУ (сфера регулирования спирта, алкоголя, табака, топлива и электронных сигарет), в приказе должна быть дополнительная детализация:

  • указание на наличие информации о возможных нарушениях;
  • ссылки на документы, которые стали основанием для проверки;
  • перечисление фактических оснований проверки.

Такая позиция также подтверждена постановлением ВС от 24.09.2024 по делу № 320/8742/22.

Как грамотно организовать недопуск

Если решено не допускать проверяющих, стоит соблюдать определённую тактику:Оплата через QR-код: когда нужен РРО/ПРРО и чем грозит отсутствие терминала

  1. При предъявлении направления нельзя отказываться от его подписания. Иначе это будет воспринято как отказ от подписания, что само по себе даёт налоговикам право на проведение проверки (абз. 8 п. 81.1 НКУ).
    Важно добиться, чтобы был оформлен акт именно о недопуске к проверке, а не об отказе в подписании направления.
  2. Бороться с последствиями административного ареста имущества. После недопуска плательщика почти наверняка ожидает арест имущества. Для защиты есть такие пути:
  • Принять участие в судебном рассмотрении заявления налоговиков о подтверждении админареста. Параллельно необходимо обжаловать приказ о назначении проверки (ч. 7 ст. 283 КАСУ).
  • Обжаловать судебное решение о подтверждении ареста имущества, а также приказ о проверке. Напоминаем, что срок на подачу апелляционной жалобы — 10 дней со дня оглашения решения.

Обжаловать приказ о назначении проверки. После его отмены подать заявление о прекращении административного ареста имущества. Такой способ рекомендован Верховным Судом в постановлении от 23.02.2023 по делу № 640/17091/21.

Выводы:

  1. Недопуск к проверке возможен, если проверяющие не предъявили надлежащим образом оформленные документы (приказ, направление, удостоверение) или допустили ошибки в них.
  2. Ошибки в приказах чаще всего касаются наименования плательщика, данных инспекторов, реквизитов приказа и недостаточного обоснования оснований для проверки.
  3. Отказ от подписания направления запрещен, поскольку это даёт налоговикам право на проведение проверки без оформления недопуска.
  4. При недопуске обязательно оформлять акт о недопуске, а не акт об отказе от подписания документов.
  5. Недопуск влечет риск административного ареста имущества, с которым можно бороться через участие в суде, обжалование приказа о проверке и последующее снятие ареста.
  6. Обжалование приказа о проверке не блокирует наложение ареста, но после его отмены можно требовать прекращения ареста имущества.
  7. Суды поддерживают позицию, что обжалование приказа о проверке — это не спор о праве, поэтому само обжалование не мешает наложению ареста.
  8. Не каждое процедурное нарушение проверки автоматически приводит к отмене налоговых уведомлений-решений; суды оценивают серьёзность нарушений.

Вывод: если проверка незаконная, правильный недопуск сразу — более эффективная тактика, чем последующее оспаривание итогов проверки.

 

 

Впервые быстрые банковские кредиты для бизнеса онлайн

Подать заявку

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки