Что придумали фискалы? Переходящие расходы для предпринимателей на общей системе
31 октября 2024 Пригодится для: Предприниматели ОС

Вывод документа: ФЛП на общей системе (ОС) во время расчётах чистой налогооблагаемой прибыли не берёт в учёт траты, которые связаны с получением прибыли текущего года, проплата коих будет проходить в очередном году.
Сразу отметим, по какой причине мы обратились именно к данному разъяснению. Взгляните, как фискалы дают ответ на этот вопрос, в динамичном смысле.
Вопрос | Старый ответ (действенный до 23.07.2024) | Новый ответ |
Учитываются ли при определении чистого годового налогооблагаемого дохода ФЛП на общей системе налогообложения расходы, связанные с полученным доходом текущего года, при условии, что оплата расходов производится в следующем году? | Нет, такие расходы будут учтены при расчете чистого налогооблагаемого дохода в том отчетном периоде, когда их фактически понес налогоплательщик в соответствии с первичными документами. | Нет |
Отметили различия? Они относятся исключительно по поводу будущего расходов, которые касаются прибыли одного календарного года, а понесенными будут только в очередном календарном году/годах.Физические лица предприниматели первой группы на едином налоге и предложения Налоговой службы
К примеру, если ФЛП являлся получателем прибыли в 2024 году, а расходы, зависимые от него, заплатит только в 2025 году, тогда:
- бесспорно подобные траты невозможно учитывать при расчёте чистой прибыли за 2024 год. Так как данные расходы предприниматель не вносил в 2024 году. Подобные расходы не способны попасть в 2024 году в Типовую форму (завизирована приказом Минфина от 13.05.2021 No 261), по которой происходит учёт прибыли и трат для ФЛП и физлицами, проводящими самостоятельную профдеятельность (далее – Типовая форма).
Таким образом, и в тексте декларации об имущественном положении и доходах последние войти не могут. По такого рода причинам и на чистую прибыль за 2024 влияния не оказывают. И здесь фискалы произносят «Нет», абсолютно правы;
- ФЛП следует обладать возможностью учёта подобных расходов в процессе расчёте чистой прибыли за 2025 год. И ранее фискалы длительное время признавали подобную возможность.
Однако по неизвестным причинам в крайнем разъяснении они приняли решение об этом ничего не упоминать. А это уже подталкивает к определённым размышлениям о судьбе подобных расходов, о чём далее будет разговаривать в подробностях.
Основные правила учёта
Напоминаем, что суть возникновения доходов, и расходов у ФЛП на ОС заключается в «кассовом» методе. Здесь не действует бухгалтерский принцип начисления.
А именно, к примеру, наличие самого факта отгрузки товара и оформления акта выполненных работ/оказанных услуг для ФЛП на ОС не будет приводить к масштабированию доходов. Доход будет признаваться (и вноситься в Типовую форму) исключительно по факту получения оплаты (в т.ч. авансовой) в денежной или натуральной форме;В каких случаях директор может работать без зарплаты?
Точно также и с расходами. Отражать мы их сможет лишь постепенно следом за тем, как последние будут фактически уплачены. По предписаниям п.п. 177.4.5 НКУ не будут внедряться в число расходов ФЛП на ОС, если они не являются неподтверждёнными с помощью документации расходами.
А по содержанию Порядка No261, завизированный приказом Минфина от 13.05.2021 No 261, документом, доказывающим траты, может быть фактически платёжное поручение, приходной кассовый ордер и другие первичные документы, что доказывают факт оплаты продукции, работ или услуг.
Таким образом, документальное доказательство = оплаченные (есть первичная бумага об уплате). И лишь после факта оплаты ФЛП способен отражать релевантные расходы в учёте.
По данным причинам и будут возникать сомнения. Так как расходы могут «отставать» от доходов, с получением которого они связаны. И в случае предшествования расходов, под налогообложение фактически будет подпадать весь доход, а не чистая прибыль. И достаточно остро появляется вопрос, как выровнять данную ситуацию после фактического понесения (уплаты) расходов.
Текущие расходы пребывают вне зоны риска
В предписаниях, содержащихся в п.177.4 ГКУ, приводятся 5 групп расходов ФЛП (подобная логика наблюдается и в Типовой форме):
- Материальные расходы (цена продукции, расходных материалов и т.п);
- Зарплата сотрудникам о вознаграждение для физлиц, выполняющих работы (услуги) для ФЛП по гражданско-правовым соглашениям;
- Суммы налогов, сборов, ЕСВ, оплата за лицензию;
- Остальные траты, а точнее: командировки сотрудников, связь, реклама и т.п.;
- 5) Амортизационные выплаты.
Известно, что сотрудники ГНС традиционно не высказываются против того, чтобы расходы групп 2-4 (а именно не товарные расходы) предприниматель учитывал во время их оплаты, вне зависимости от своевременного получения прибыли, что имеет связь по логике в этих расходах.
Это, высказываясь условно, текущие расходы. По типу уплатил – оформил запись в графах 5, 7, 8, 9 Типовой формы, не обращая внимания на доход (получен, нет, и когда именно).
Важно знать! Даже в случае логичной связи текущих расходов с деятельностью/ доходами предыдущего календарного года, это не будет мешать ФЛП отражать последние по факту их уплаты в текущем году.
По-другому говоря:
- до времени оплаты подобные расходы учитывать не стоит так или иначе;
- по факту их уплаты, можно учесть их в учёте. Даже в случае наличия логичной связи с деятельностью/прибылью предыдущего календарного года или даже последующего календарного года.
Фискалы спокойно относятся к подобным ситуациям.
Материальная себестоимость – возникают вопросы
Наблюдаем другую ситуацию с материальными расходами из п.п. 177.4.1 НКУ. Фискалы традиционно делают акцент на том, что «материальную себестоимость» реализованных товаров/продукции/работ/услуг ФЛП может проставить в расходы (графы 5, 6 Типовой формы) не ранее, чем будет получена оплаты за релевантные позиции.Работа с наличными ФЛП: основные нюансы, о которых нужно знать предпринимателям
При этом судебная практика разноречива по данному вопросу. Однако наблюдаем достаточно много решений, поддерживающих фискалов.
- А именно, постановление ВС от 16.03.2023 по делу No 560/4184/19:
"...коллегия судей учитывает правовую позицию Верховного Суда, изложенную в постановлениях от 18 ноября 2018 года (дело № 812/1823/17) и от 21 мая 2020 года (дело № 824/2517/18-а), согласно которой к моменту реализации/использования ТМЦ в пределах хозяйственной деятельности и получения в связи с этим дохода отсутствуют основания относить суммы на приобретение товаров в состав расходов отчетного периода. могут быть включены в состав расходов, учитываемых при определении чистого налогооблагаемого дохода."
постановление ВС от 15.04.2021 по делу No 803/1766/16:
"все материальные затраты связаны с получением дохода, поэтому такие расходы могут быть учтены исключительно после того, как будет получен доход от реализации готовой продукции, товаров, работ, услуг."
Таким образом:
- подобные расходы до момента их проплаты при любых обстоятельствах учитывать не требуется;
Лучше признать точку зрения ГНС о том, что подобные траты, а именно «материальная себестоимость» реализованных товаров/продукции/работ/услуг, ФЛП может проставить в расходы (графа 6 Типовой формы) не ранее получения оплаты за релевантные позиции и затем отражать релевантный доход.
Важно знать! Расходы, формирующие материальную себестоимость реализованных товаров/продукции/работ/услуг (графа 6 Типовой формы), можно отражать или единовременно с полученным доходом от реализации релевантных позиций, либо позднее (по факту оплаты).
На сколько позднее? Когда заблагорассудится, либо оговариваются какие-либо лимиты?
В этом-то и загвоздка.
Вернёмся к примеру, приведённому в начале статьи. ФЛП имеет прибыль за проданные в 2024 году товары, а траты, что имеют отношение к плате за эту продукцию в адрес поставщика будут понесены лишь в 2025 году.
В подобном случае:
- подобные расходы запрещено учитывать в процессе расчёта чистого дохода за 2024 год, так как они были понесены в 2024 году;
- у ФЛП должна быть возможность учёта подобных расходов при расчётах чистого дохода за 2025 год – по факту их оплаты.
И ранее в течение длительного времени сотрудники ГНС оговаривали вышеупомянутую возможность. В целом в своих письмах они указывали, что «подобные расходы следует учитывать при расчёте чистого налогооблагаемого дохода в том отчётном периоде, когда они буквально были понесены плательщиком налогов».
Таким образом, уплатил в последующем календарном году – отражай их по факту уплаты (графы 5, 6 Типовой формы) в последующем году. Уплатил через год – отражай по факту уплаты через год (графы 5, 6 Типовой формы).
Однако в содержании крайнего разъяснения, комментируемого нами, фискалы приняли решение об этом вообще не упоминать. Возможно, они передумали? Подобные риски не следует исключать. На что требуется обязательно обращать внимание?
Какие аргументы для «переходных» расходов?
В Налоговом кодексе не содержится ни одной предпосылки о том, что расходы отчётного года в обязательном порядке требуется связывать с прибылью того же года. Они должны связываться именно с процессом получения прибыли, независимо от этого года, или следующего.
Так:Передача трудовой книжки сотруднику: как это следует делать
- в п.177.2 НКУ говорится, что объектом налогообложения считается чистая налогооблагаемая прибыль, а именно разница между общим налогооблагаемым доходом (прибыль в денежной или натуральной форме) и документального доказательства расходом, относящихся к хозяйственной деятельности такого ФЛП;
- в п.п. 177.4.5 НКУ запрещён учёт расходов, не зависящих от осуществления хоздеятельности подобным ФФЛП.
А именно, ни слова о связи именно с прибылью текущего года! Не существует никаких специальных предпосылок и в Порядке No261.
О той же гр.6 Типовой формы лишь сказано (п. 6 ч. 1 разд. ІІ Порядка No 261), что в графе 6 следует отражать стоимость купленных товарно-материальных ценностей, реализованных в процессе изготовления продукции/оказании услуг, или для применения во время проведения независимой профессиональной деятельности.
Без оговорок, говорится лишь о расходах на ТМЦ, реализованных именно на протяжении отчётного периода.
То же прослеживается и в отношении гр.11 Типовой формы (п. 7 ч. 1 разд. ІІ Порядка No 261): в графе 11 прописывается сумма чистого облагаемого налогом дохода, которая исчисляется как разница между общей суммой полученной прибыли, подлежащей декларированию (графа 4), суммой документально доказанных расходов, связанных с хоздеятельностью или проведением независимой профдеятельности (графы 6, 7, 8, 9, 10)».
Таким образом, касаемо этих расходов будут выполняться все требования для учёта.
Их признаки:
- прописаны в п.177.4 НКУ;
- относятся к хоздеятельности ФЛП (пп. 177.2, 177.4.5 НКУ);
- выплачены/документально доказаны;
- напрямую связаны с получением этой прибыли.
Важно понимать! Мы не усматриваем никакой проблемы в том, что расходы, связанные с прибылью одного года, будут отражаться в учёте по факту уплаты, к примеру, в последующем году.
Об этом упоминают и суды, а именно в постановление ВС от 11.12.2023 по делу No 380/2200/20:
«При расчете чистого дохода физическое лицо — предприниматель, находящийся на общей системе налогообложения, не учитывает расходы, связанные с получением дохода в текущем году, оплата которых производится в следующем. Такие расходы учитываются при исчислении чистого налогооблагаемого дохода в том отчетном периоде, когда их фактически понес налогоплательщик».
Если есть возможность, лучше не переносить оплату на следующий год, так как существует определенный риск возникновения претензий со стороны налоговых органов. Что касается случаев, когда оплата расходов задерживается в пределах одного года, налоговики не вводят никаких дополнительных требований.
В консультации категории 104.08 БЗ на вопрос, как ФЛП должен заполнить Типовую форму, если доход был получен в одном месяце, а связанные с ним расходы реализованы в следующем, налоговые органы рекомендуют заполнять графу 2 на дату буквального получения прибыли, а графу 6 — на дату понесенных расходов.
Таким образом, эти траты требуется показывать в Типовой форме на момент их фактического понесения. Данный механизм целесообразно применять и к расходам, которые будут оплачены в будущем году, но связаны с прибылью текущего года.Аутсорсинг и аутстафинг: что такое и как работает
Вывод
ФЛП советуем учитывать расходы, полученные в 2024 году в процессе расчёте чистой прибыли за 2025 год. Расходы следует связывать с процессом получения прибыли, независимо от года.
Расходы, которые формируют материальную себестоимость реализованной продукции или услуг отражаются одновременно с полученным доходом от реализации или позже в процессе оплаты.
По возможности ФЛП лучше не переносить оплату на следующий год. Это может грозить претензиями со стороны ГНСУ. Но когда оплата расходов задерживается в пределах одного года, налоговики не вводят никаких дополнительных требований.