Как зарегистрироваться предпринимателем
31 декабря 2019 Пригодится для: Предприниматели
Зарегистрироваться предпринимателем в Украине проще, чем кажется. Хочешь — неси заявление к госрегистратору, хочешь — регистрируйся онлайн через сервис Минюста.

Предпринимателем можно зарегистрироваться с 18 лет, 16-летних тоже регистрируют, но нужно предоставить нотариально удостоверенное согласие родителей или опекунов. Стать ФЛПФизическое лицо — предприниматель можно, даже если вы наёмный работник.
Как выбрать систему налогообложения для ФЛП
Куда подавать документы
Подать документы в бумажном виде можно любому госрегистратору в пределах области, где вы прописаны, если киевская прописка — в пределах Киева (п. 2 ст. 4 ЗУ «О госрегистрации»).
Регистрируют предпринимателей бесплатно госрегистраторы в центрах предоставления админуслуг и в исполкомах местных советов,кроме администраций городов областного значения (ч. 14 ст. 1 ЗУ «О госрегистрации»).
Ещё регистрируют нотариусы и аккредитованные Минюстом субъекты в госорганах, но их услуги платные.
Документы можно отправить и по почте, тогда ваша подпись на заявлении должна быть заверена нотариально (п. 1 ст. 14 ЗУ «О госрегистрации»).
А можно зарегистрироваться онлайн прямо из дома, есть два сервиса, которые позволяют это сделать:
- «Онлайн-дом юстиции» — это сервис Минюста, здесь можно зарегистрироваться из любого уголка Украины.
- Портал госуслуг iGov, разработанный IT-волонтёрами, — только для прописанных в Днепропетровской, Донецкой и Тернопольской областях.
Где регистрировать ФЛП, если прописаны в зоне АТО или в Крыму
Прописка в Крыму. Подавать заявление о госрегистрации ФЛП нужно по месту фактического проживания, но у вас должна быть так называемая справка переселенца о взятии на учёт как внутренне перемещённого лица (ч. 6 ст. 7 ЗУ «О перемещённых лицах»).
Предприниматели из зоны АТО и Крыма
Если прописаны в Донецкой и Луганской областях, зоне проведения антитеррористической операции. Зарегистрироваться предпринимателем можете по адресу временного проживания, и подтверждать регистрацию места жительства вы не обязаны, т. е. так называемую справку переселенца от вас требовать не обязаны (ст. 4 ЗУ «Об АТОАнтитеррористическая операция на востоке Украины», Приказ Минюста № 3359/5).
Нужен ключ ЭЦП физлица
Чтобы подать заявление онлайн, нужна электронная подпись физлица. Получить ключ ЭЦПЭлектронная цифровая подпись можно бесплатно в любом АЦСК налоговой или за деньги в других АЦСК. Ниже инструкция, как это сделать.
Ключ ЭЦП: получение, продление, отмена
Потом зарегистрироваться в сервисе «Онлайн-дом юстиции» с ключом ЭЦП. Сервису уже больше полутора лет, но создатели пишут, что работает он в тестовом режиме, поэтому могут случаться ошибки.
На главной странице выберите возможность «Реєстрація бізнесу та ГО». Вид субъекта: физическое лицо — предприниматель. Когда залогинитесь, нажмите на кнопку в правом верхнем углу «Додати заяву» и выберите «Державна реєстрація фізичної особи підприємцем».
Заява щодо держреєстрації ФОП (Форма 1)
Как заполнить заявление о регистрации предпринимателем
Принцип заполнения бумажного и электронного заявления о госрегистрации предпринимателем один. Мы опишем каждый пункт, чтобы вам было проще сориентироваться.
В заявлении обязательно надо указать ваши ФИО, дату рождения и 10-значный налоговый номер — РНУКПНРегистрационный номер учётной карточки плательщика налогов (ранее ИНН). Если по религиозным убеждениям его не получали, поставьте отметку напротив соответствующего поля. Лица без налогового номера указывают паспортные данные, а если налоговый номер есть, заполнять их не нужно.
Укажите страну гражданства — Украина.
Затем вам надо заполнить поле с адресом — это адрес прописки, указанный в паспорте. Если прописаны в Киеве, область указывать не нужно. При вводе первых букв названия области/города/улицы система будет подсказывать вам варианты, выбирайте нужный.
Если прописка в Донецкой или Луганской областях, в так называемой зоне АТО или в оккупированном Крыму, указывайте адрес временного места жительства на подконтрольной Украине территории.
Виды экономической деятельности. Коды видов деятельности указываются в соответствии с КВЭД-2010. При вводе цифр система подсказывает правильное название. Код, отмеченный галочкой, будет считаться основным.
Контактные данные. Заполнять все поля необязательно, но рекомендуем оставить хотя бы номер телефона.
В поле «Інші відомості» можно указать данные представителя (например, бухгалтера), который от вашего имени сможет подписывать договоры или подавать документы госрегистратору. Заполнять необязательно.
В пункте «Оберіть регіон для подачі заяви» из выпадающего списка выберите область, где прописаны.
Если планируете работать на общей системе, госрегистратору подаёте только заявление о госрегистрации ФЛП.
Хотите работать на едином налоге — сразу же подавайте и заявление на упрощённую систему. Его также можно подать в течение 10 дней после госрегистрации ФЛП, если будете работать на 3-й группе, или до конца месяца, если выбрали 1–2-ю, но тогда придётся идти в налоговую.
Если регистрируетесь онлайн, система предложит вам заполнить заявление, нажмите на кнопку «Додати заяву про застосування спрощеної системи оподаткування…».
Заявление на упрощённую систему
В заявлении о применении упрощёнки вы заполняете не все пункты.
Заявление о применении упрощённой системы налогообложения — 2020
Подать заявление удалённо пока можно только через программу налоговой «Єдине вікно» (код формы — F/J 0102003).
В ней вы заполняете такие пункты:
Если будете заполнять на бумаге, поставьте отметку напротив «Реєстрація (перехід)».
В п. 1 — указываете название налоговой, где будете состоять на учёте как предприниматель.
п. 2−3 в онлайн-форме заполнятся автоматически. Если заполняете бумажное заявление, указываете свой налоговый номер и ФИО.
п. 4 ваше место проживания, оно зафиксировано в паспорте.
В п. 5 вам нужно заполнить пп. 5.1. Здесь вы указываете дату, с которой будете считаться единщиком, — это дата подачи заявления о госрегистрации предпринимателем. Эту же дату вы указываете, если заявление понесёте в налоговую после госрегистрации ФЛП.
В пп. 5.1.1. выбираете свою ставку и группу ЕН.
п. 6 «Місце провадження господарської діяльності (індекс, адреса)», где нужно указать конкретный адрес: код КОАТУУ, область, населённый пункт, индекс.
п. 8 — перечислите выбранные виды деятельности, которыми будете заниматься на едином налоге, в соответствии с кодами КВЭД-2010.
По видам деятельности есть ограничения:
- На 1-й группе можно заниматься розничной торговлей с торговых мест на рынках и предоставлять бытовые услуги только населению (пп. 1 п. 291.4 НКУ). Заниматься оптовой торговлей и производством вы не можете.
- На 2-й можно заниматься торговлей и предоставлять услуги населению и ФЛП и юрлицам, но только на едином налоге.
- На 3-й группе ограничений по контрагентам нет, вы сможете работать даже с иностранными заказчиками.
Есть виды деятельности, которые в принципе запрещены на упрощённой системе, и если вы укажете эти КВЭДы, вас автоматически зарегистрируют на общей системе.
Вот лишь некоторые из запрещённых на ЕН КВЭДов: 92.00 Организация азартных игр, 11.04 Производство других недистиллированных напитков из сбраживаемых продуктов, 47.26 Розничная торговля табачными изделиями в специализированных магазинах, 47.30 Розничная торговля горючим. Есть частично запрещённые КВЭДы, к примеру, 69.20 Деятельность в сфере бухгалтерского учёта и аудита; консультирование по вопросам налогообложения (запрет в части аудита).
Чем нельзя заниматься на едином налоге
В п. 9 поставьте отметку, что у вас нет налогового долга, если долг есть на ЕН могут не зарегистрировать.
Если заполнили заявление на сайте Минюстра, проверьте правильность заполнения заявлений и нажмите «Подати заяву».
Если что-то не заполнили или заполнили неправильно, эти поля будут подсвечиваться красным цветом.
Если всё в порядке — сервис предложит подписать заявления ключом ЭЦП. Из выпадающего списка нужно выбрать АЦСК, где получали электронную подпись, добавить файл ключа «Key-6.dat» и ввести пароль.
Нарушения на ЕН: за что можно вылететь с упрощёнки
Когда зарегистрируют
В течение 24 часов с момента отправки заявления онлайн или личной подачи госрегистратору его рассматривают, и публикуют данные в Едином госреестре, найти информацию о себе вы сможете по налоговому номеру.
А в вашем кабинете на сайте «Онлайн-дома юстиции» появится статус «Зареєстровано» и ссылка для загрузки выписки о госрегистрации.
Где и как получить ЭЦП
Электронная цифровая подпись нужна не только для онлайн-регистрации ФЛП, но и для того, чтобы сдавать отчётность в налоговую по интернету, пользоваться электронными сервисами, а также для подписи юридически значимых электронных документов.
Ключ ЭЦП: получение, продление, отмена
Выдают ЭЦП аккредитованные центры сертификации ключей, процедура везде стандартная.
АЦСК ГФСГосударственная фискальная служба. Выдаёт электронные квалификационные ключи ЭЦП бесплатно, срок действия — 2 года.
Мы рекомендуем получить электронные ключи налоговой, потому что они подходят для работы со всеми государственными сервисами, чего нельзя сказать о ключах других АЦСК.
Адреса налоговых, где можно получить ключ ЭЦП. Получить ключи ЭЦП налоговой можно только в областных центрах и в некоторых городах областного подчинения.
Если получаете ключ ЭЦП первый раз, придётся идти в АЦСК лично, удалённо можно будет продлить срок действия текущего ключа, когда он закончится.
Стандартно просят представить такие документы для получения ЭЦП:
- заполненное на украинском языке от руки заявление на получение ключа ЭЦП в двух экземплярах, без зачёркиваний и затирок;
- копии страниц паспорта, удостоверенные подписью владельца (1−6-я и страницы со штампом регистрации места проживания) и копию налогового номера — РНУКПН с подписью владельца (если по религиозным убеждениям налоговый номер не получали, у вас должна быть отметка в паспорте об этом, копию этой страницы вы подаёте).
При себе также надо иметь паспорт для удостоверения личности.
Регистрационная карточка на получение ЭЦП–2019
Регистрационное заявление заполнить просто:
Возьмите с собой флешку, на неё вам сбросят сертификат, также вы можете скачать его на сайте АЦСК, если в заявлении согласились, чтобы его там разместили.
Если забудете пароль к ключу ЭЦП, восстановить его будет невозможно, и придётся получать новый ключ. Файл ключа называется key-6.dat.
Чтобы электронная подпись вступила в силу, ею можно было подписывать юридически значимые документы, нужно заключить договор с налоговой о признании электронных документов. Это можно сделать бесплатно через кабинет плательщика, онлайн-сервисы, например Taxer.
Налоговая может рассматривать договор до 5 рабочих дней.
АЦСК «Украина». Важно: по отзывам читателей, с ключи от АЦСК «Украина» невозможно воспользоваться сервисом Минюста для регистрации ФЛП.
Что делать после регистрации предпринимателем
Регистрация книги учёта доходов у единщиков и книги учёта доходов и расходов у предпринимателей на ОС. Её нужно купить и сразу же зарегистрировать. Для этого нужно подать заявление, составленное в произвольной форме, на имя начальника налоговой, где состоите на учёте.
Всё, что нужно знать предпринимателю о книге учёта доходов
Открыть предпринимательский счёт. Если планируете получать доход в безналичной форме, откройте текущий счёт предпринимателя.
Подключить эквайринг. Если у вас магазин, салон красоты, кафе — вам точно понадобится POS-терминал, чтобы принимать у клиентов оплаты платёжными картами, смартфонами при помощи платёжных сервисов Google Pay и Apple Pay.
Торговый эквайринг: подключение, комиссия, абонплата и учёт
Кассовый аппарат. Если ваш вид деятельности предусматривает использование кассового аппарата, нужно купить и зарегистрировать РРОРегистратор расчётных операций (кассовый аппарат)..
РРО: кому использовать и как регистрировать
Отчётность онлайн. Бесплатно заполнять и отправлять по интернету декларации и отчёты можно через кабинет плательщика налоговой.
Решить, кому доверить бухгалтерию. Пока бизнес только набирает обороты и вы работаете без сотрудников, можете вести учёт самостоятельно. Это проще, чем кажется, и вы сэкономите на бухгалтере, а ещё научитесь разбираться в налогах и учёте — это точно пригодится вам в будущем.